Банкротство очередного туроператора!!!

Может ли простой турист предусмотреть риски финансовой несостоятельности туроператора (турагентства) и гарантированно приобрести качественный туристский продукт?

 

В связи с падением покупательской способности населения, падением спроса на отдельные направления отдыха или по иным причинам, в России участились случаи банкротства туроператоров и турагентств (турфирм). Так в 2017 года прекратили свою деятельность мелкие туроператоры: Ted Travel, Аэлита Трэвел.  В 2018 году прекратили свою деятельность турфирма «Матрешка Тур », "DSBW Tours",  сложная финансовая ситуация на данный момент у старейшего туроператора «Натали Турс».

Чтобы ответить на поставленный выше вопрос, сотрудники туристического агентства «Тропикана» - активные путешественники, попытались разобраться в тонкостях туристической деятельности с точки зрения обычного туриста – не профессионала.

1. В целях приобретения тура или путевки, турист обращается непосредственно в турагентство. Турагентство – это юридическое лицо, являющееся официальным представителем одного или нескольких туроператоров, турагент от имени  и по поручению конкретного туроператора продает туристкий продукт т.е. путевки или туры в различные страны для отдыха. В свою очередь, туроператора можно назвать "собственником" и гарантом качества путевки или тура. Конкретные права и обязанности турагентства прописаны в прямом договоре с туроператором. Прямой договор, т.е. договор заключенный непосредственно между конкретным турагентством и конкретным туроператором, является обязательным условием для законной продажи турагентством путевки туроператора. Турист вправе затребовать в турагентстве информацию о наличии данного договора, ознакомиться с его условиями. В надежном турагентстве туристу, по его просьбе, предоставят заверенную копию такого договора.

К слову отметить, туроператоры избегают заключения агентских договоров с фирмами-однодневками и посредниками между турагентствами и туроператорами. Крупные туроператоры для заключения агентских договоров требуют от потенциальных турагентов все учредительные документы, документы на офис, даже фотографии офиса и вывесок, данные об открытых счетах, уведомления о постановке на учет в Роспотребнадзоре, рекомендуют участие агентства в Общероссийском реестре турагентств и пр.

Вышеизложенная информация об агентском договоре, турагентстве и туроператоре должна быть изложена в договоре на приобретение путевки, который подписывается самим туристом. Обязательно должна быть указана информация о финансовых гарантиях, предоставляемых туроператором, номерах туристических заявок, датах отдыха. Более того, добросовестное агентство, по просьбе туриста, разъяснит, о возможностях самостоятельного отслеживания в «онлайне» статуса заявок на покупку тура: «подтверждена», «оплачена», «документы готовы к выдаче». Надежные турагентства принимают оплату банковской картой, что также является признаком добросовестности фирмы, а безналичная передача денежных средств легко доказуема при возникновении судебного спора.

Особо обращаем внимание туристов, что стабильно работающие турагентства никогда не предоставляют скидки в размере 5%-10% от стоимости путевки. Это обусловлено тем, что вознаграждение самого турагентства составляет в среднем 5%-7% от стоимости путевки. Соответственно, существующая много лет коммерческая организация работать «в минус» не будет, и предоставление скидки в размере равном или меньшем чем само вознаграждение турагентства экономически невозможно.

Зачастую туристы задают вопрос: почему по телефону турагенты предоставляют менее подробную информацию, чем при личном приеме? Это как раз обусловлено тем, что турагенты - профессионалы, лично посещают продаваемые страны и отели, т.е. вкладывают в свое развития силы и средства, поэтому предоставлять большую скидку экономически нецелесообразно. Однако некоторые туристы по телефону собирают уникальную информацию о туре, пользуются трудом опытного турагента, а, в итоге,  покупают путевку у какой-нибудь подружки, менее опытной, но давно знакомой и делающей большие скидки. Делаем вывод: большие скидки - это не гарантия финансовой безопасности и качественного отдыха, а уникальную информацию о туре следует получать непосредственно в офисе турагентства.

Для примера, вернемся к вышеназванному турагенству "Полар", прекратившему свою деятельность в 2018 году. Данная фирма являлась посредником между туроператором и турагентствами, т.е. "перекупщиком", но не являлась туроператором, т.е. не предоставляло туристам никаких финансовых гарантий. Работавшие с "Поларом" турагентства должны были отразить и наверняка отразили в договорах купли-продажи туров информацию о "Поларе", а туристы могли бы данную информацию проверить в интернете, убедиться в отсутствии у "Полара" лицензии на осуществление туроператорской деятельности и, соответственно, в отсутствии застрахованной финансовой ответственности. Данное турагентство давно было известно большими скидками, и, вполне возможно, перепродавало другим турагентствам "горящие" путевки и путевки со скидками по ценам, существенно меньшим, по сравнению с турагентствами, напрямую работающими с туроператорами. Безусловно возникает вопрос: цепочка посредников больше, а цена меньше? По нашему мнению - это обстоятельство сразу должно было насторожить туристов. В итоге, такая финансовая деятельность, привела к исчерпанию оборотных средств турагентства, деньги последующих туристов наверняка шли на оплату путевок предыдущих туристов, а оставшихся оборотных денежных средств, после выплаты зарплат, налогов, аренды, и пр., не хватило на оплату путевок туристов, оказавшихся крайними, т.е. последними в очереди.

Таким образом внимательный турист имеет возможность убедиться в надежности турагентства, запросив для этого вышеперечисленные документы и информацию о турагентстве, туроператоре, финансовых гарантиях, возможности отслеживания статуса туристической заявки. Более того, придирчивый турист вполне может проверить предоставленную турагентством информацию в сети "интернет".

 

2. Что касается банкротств туроператоров, тут туристу несколько сложнее достоверно убедиться в надежности и стабильности работы "продавца"  тура. Ввиду значительного подорожания доллара и евро, падения спроса на отдельные направления отдыха, туроператоры объективно находятся в непростых экономических условиях. В настоящее время у многих туроператоров ограничены возможности по приобретению чартерных авиарейсов до стран популярных направлений отдыха. Вместе с тем у крупных туроператоров в собственности или распоряжении имеются не только отели в различных странах, но имеется и собственный авиапарк, что положительным образом сказывается на прогнозируемости и стабильности финансово-хозяйственной деятельности туроператора, свидетельствует о маловероятности его банкротства. Данные туроператоры как самостоятельно, так и сообща, обеспечивают "заполняемость" своих чартерных авиарейсов и отелей, обеспечивая не только свой стабильный доход, но и качественный отдых туристов. Следует также отметить, что опытные турагенты не стремяться "сломя голову" сотрудничать со всеми подряд туроператорами, а тем более новичками на рынке туризма. Принцип "быстро и подороже продать туристу путевку" на практике не работает, поскольку банкротство туроператора влечет прямой финансовый ущерб и для турагентства.  По нашему мнению, к крупным и надежным туроператорам возможно отнести: Пегас, Анекс; Библиоглобус, Корал, Пак,  и некоторых других крупных операторов в сфере туризма.

Изложенная информация, хотя и не является гарантией от банкротства туроператора, но, на наш взгляд, свидетельствует о надежности туроператора и стабильности его финансово-хозяйственной деятельности, по крайней мере на ближайший туристический сезон.

Таким образом внимательный турист должен в турагентстве поинтересоваться о финасовой гарантии деятельности туроператора, а любознательный турист может поинтересоваться о неофициальном рейтенге туроператора, об известных "активах" и масштабах деятельности конкретного туроператора.

 

Отвечая на поставленный выше вопрос, коллектив туристического агентства "Тропикана" считает, что турист, проявив внимательность и любознательность при покупке тура в надежном турагентстве поможет гарантированно приобрести качественный туристский продукт по разумной цене.

 

05/07/2018